Пришло время, когда мы можем с вами погрузиться красочный и прекрасный мир химии, мир волшебства и чудес.
Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
И М. Горький был прав ведь современный человек не может представить свою жизнь без многих открытий в области химии. Взять только ваши гаджеты ведь все её части изготовлены из продуктов химических процессов.
Но все самое интересное не может быть простым, поэтому химию мы начинаем изучать только в 8 классе. К этому времени у вас сформировалась база знаний по математике, физике, биологии предметы смежные с химией и относящиеся к естественным наукам.
Из физики вы уже знаете понятие «физическое тело» и «вещество». Что же такое вещество?
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Пример: гвоздь – тело, железо и которого он сделан вещество, стакан тело, а стекло вещество.
Все вещества обладают определенными свойствами, которые подразделяются на две группы: физические и химические.
Свойства вещества – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения, а также возможность управления этими превращениями.
Как пример управления превращениями можно рассмотреть получение различных продуктов из одного сырья нефти. Человек управляя химическими процессами получает из нефти различные вещества с разными свойствами: топливо (бензин, керосин и т.д.), синтетические масла, полимеры (капрон, лавсан) и т.д.
Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ и прогнозирование использования его применения в различных отраслях жизни человека (сельское хозяйство, промышленность, медицина и т.д.). Вторая задача получение новых веществ с уникальными свойствами.
Химия глубоко проникла во все области жизни человека. Химия в промышленности: переработка полезных ископаемых, получение металлов, сплавов, топлива. В сельском хозяйстве получение хорошего урожая обеспечивается использованием минеральных удобрений и средств защиты от насекомых и вредителей. Не мало важную роль играет и в медицине и производстве строительных материалов, синтетических тканей, пластмасс, красок, бытовой химии.
Возникновение химии как науки и ее развитие.
О происхождении слова «химия» и о его первоначальном значении, единого мнения нет. Многие считают, что это слово пришло из Древнего Египта-колыбели мировой цивилизации. Египет когда-то имел название «Хемия» (с древнеегипетского «хем» или «хаме» – черный), и слово «хемия» можно перевести как «черные земли» или «наука о черной земле». Может быть, слово «химия» происходит от греческого «хемейа» – отливаю, лью-так как ода из самых главных задач тех, кто занимался наукой, состояла в получении металлов. А возможно произошло от древнекитайского «ким», что означает «золото».
В эпоху Средневековья широкое распространение получила алхимия. Основной задачей алхимиков являлось открытие философского камня, с помощью которого они бы могли получать благородные металлы из неблагородных.
Слово «алхимия» появилась за счет первой части «ал» – арабская добавка к слову «химия». Этот период внес огромный вклад в развитие многих наук, в том числе и химии, были сделаны многие открытия.
К примеру немецкий алхимик Хеннинг Бранд в 1669г. открыл элемент фосфор. Выделенный им белый фосфор светился в темноте.
К 17 веку стало очевидно, что «философского камня» не существует это позволило сделать вывод: накопленные знания необходимо использовать для получения новых веществ и использование их на благо человеку.
Так в конце17- начале 18 века началось становление современной химии.
Первым химиком можно назвать Р.Бойля, который разработал экспериментальный метод и заложил основы химического анализа. Первая теория принадлежит Г. Шталью, теория флогистонов (флогистон – чрезвычайно летучий горючий материал).
В 18 веке огромную роль сыграло открытие М.В. Ломоносова и А. Лавуазье закона сохранения масс.
Дальнейшее развитие химии связано с открытием радиоактивности и строения атома, в данном направлении работал А. Беккерель, Э. Резерфорд, Мари и Пьер Кюри, Дж. Томсон, Дж. Чедвик, Н. Бор.
Затем можно рассмотреть в первой половине 19 века изменение представления о существовании двух групп веществ неживой природы (неорганические) и вещества живой природы, которые можно получить только из живых организмов. Связано это с синтезом в лаборатории человеком органических веществ, как мочевины(Ф.Вёлер), жиры (М. Бертло), анилин(Н.Н.Зинин) и др. В начале 19 века Й. Берцелиус выделил отдельную область – органическая химия.
Дальнейшее развитие химии приводило к появлению отдельных областей химии: физической, коллоидной, термохимии, радиохимии и др.