Методы познания в химии. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Перед тем как приступить к любой работе и получить какой-либо результат, человек подбирает самые эффективные и доступные способы и приёмы достижения её, инструменты и приспособления, которые можно использовать для этого, этапы, которые необходимо совершить.
Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности и определяет понятие «метод».
Познакомимся с научными методами познания химии, т.е. методы познания, которые используются для изучения веществ и химических явлений.
Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Методы эмпирического уровня познания
Эмпирический уровень – характеризуется исследованием реально существующих объектов. На этом уровне происходит накопление информации об этих объектах с помощью следующих методов: наблюдение, измерение, постановка экспериментов.
Данные получаемые при данных методах систематизируются в виде таблиц, схем, графиков и т.д.
Рассмотрим каждый из методов.
Наблюдение – это первоначальный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объекте изучения.
Наблюдения позволяют прежде всего выяснить, какие именно условия имеют определяющее значение для результатов того или иного эксперимента, а какие играют второстепенную роль.
Научное химическое исследование, научное наблюдение должно обеспечивать получение достоверной информации об изучаемом явлении. Достоверность значит, что явление воспроизводимо, то есть в том, что при одинаковых условиях эксперимента результаты наблюдений будут одинаковы, воспроизводимы.
Результаты наблюдении должны быть не только воспроизводимы, но и достаточно точны.
Наблюдение – это целенаправленный, планомерный, активный методом научного познания. Данный метод преследует решение поставленной задачи, строгого определенному плану.
В химии не ограничиваются простым наблюдением протекающего процесса, а наблюдения сочетают с проведением эксперимента.
Эксперимент– это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них разными способами, соответствующими целям исследования.
Провести химический эксперимент- это значит специально создать такие условия, при которых наблюдение исследуемого явления проводить наиболее удобно.
Эксперимент включает в себя:
- Создание условий
- Устранение всех мешающих факторов
- Воздействие на объект исследования
- Наблюдение за изменениями, измерение этих изменений
- Обработка результатов
Надёжность полученных экспериментальных данных зависит от используемых при проведении опыта оборудования и методики эксперимента, а также от квалификации эксперимента.
Химический эксперимент выполняют в специальных помещениях, называемых лабораториями. То ставит химический опыт, должен владеть техникой эксперимента: знать и соблюдать правила работы в химической лаборатории, уметь обращаться с реактивами, посудой, приборами.
Еще нельзя забывать два немаловажных метода химии- анализ и синтез.
Разработка методов получения-синтеза– все новых и новых веществ.
Во-первых, многие новые вещества обладали ценными свойствами, которых нет у природных материалов.
Во-вторых, синтез новых веществ и изучение их свойств дали мощный толчок развитию химической теории, что позволило предсказать реакционную способность многих веществ, другие их физические и химические свойства.
Но, кроме синтеза новых веществ, химики постоянно работали и работают над проблемой выяснения состава и старения различных веществ- над их анализом. Когда-то лет двести тому назад, используя аналитический метод ученые выясняли элементарный состав веществ. В современном мире такой анализ выполнит химик даже с низкой квалификации.
Синтез-это от простого к сложному, а анализ от сложного к простому.
Моделирование – основано на изучении моделированного объекта. Модель строится по подобию оригинала, на ней воспроизводят, свойственные оригиналу процессы и полученные сведения переносятся на моделируемый объект – оригинал. Различают несколько видов моделирования:
Численное моделирование на ЭВМ.
Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Запрещается в кабинете химии:
- Находиться в кабинете химии в отсутствии учителя
- Выполнять работы, которые не проговорил учитель
- Проходы загромождать сумками
- Выносить и вносить вещества
Вставать и передвигаться без разрешения учителя
- Без разрешения учителя подходить и трогать электрические разъемы
- Принимать пищу и распивать напитки
- Покидать кабинет, не убравшись на своем рабочем месте
- Трогать и пробовать на вкус химические вещества
- сливать любые растворы в канализацию
- зажигать спиртовки одну от другой и задувать их пламя;
- брать посуду, реактивы с других столов.
- встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем
- заглядывать в пробирку, в которой нагревается жидкость, и наклоняться над сосудом, в который наливают какую-либо жидкость (особенно едкую).
- оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
- Входить в кабинет только с разрешения учителя
- Входить спокойно, чтобы не опрокинуть химическую посуду, оборудование или находящиеся на столе реактивы
- Рюкзаки и сумки располагать в специально отведенных местах
- Занимать в кабинете определенное рабочее место, не меняться местами без разрешения учителя
- На рабочем месте может быть только учебник, рабочая тетрадь и справочник, расположить их нужно так чтобы они не упали
- Проверьте надежность посуды, приборов, материалов, необходимых для выполнения задания
Изучить инструкцию о порядке и правилах выполнения конкретного лабораторного опыта или практического занятия по химии.
- Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
- Работать в тишине, работу выполнять сидя, быстро, но без поспешности.
- Выполняйте те химические опыты, про которые сказал с учитель, под его наблюдением
- Соблюдайте правила обращения с реактивами, стеклянной посудой, лабораторным оборудованием, знайте меры предосторожности при работе в кабинете химии
- Не начинать работу, пока не убедились есть все для проведения опытов, и не рассмотрели последовательность выполнения опытов
- Для выполнения опытов пользуйтесь посудой, приборами и реактивами, которые вы получили от учителя.
- Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами
при нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы)
- для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные не более чем на треть
- при работе с открытым огнем (спиртовка, сухое горючее) беречь одежду и волосы от возгорания
- реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в инструкции. Если в инструкции не указано, какую массу или объем необходимо взять, то сухое вещество берите в таком количестве, чтобы оно покрыло только дно пробирки, а раствор – не более 1/6объема пробирки.
- насыпать или наливать реактивы над столом
- сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место
- избыток взятого реактива не сливать (не ссыпать) назад в сосуд, в котором он хранился. Его необходимо слить (ссыпать) в специальную посуду.
- соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;
- следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях;
- Погасить источник открытого огня специальным колпачком, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
- Привести в порядок рабочее место.
Сдать учителю или лаборанту использованное оборудование и реактивы, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд.
- При обнаружении неисправности мебели, оборудования, просыпании или проливании химических реактивов проинформировать об этом учителя
- разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) организованно покинуть кабинет.