Новости – nabi-ildar.ru

Новости

Для влюблённых в науку: научпоп-проект «Отвечает Менделеев» расскажет и покажет всё самое интересное о химических элементах

Компания Google и Российский химико-технологический университет имени Менделеева объединили усилия с целым рядом российских вузов, позвали в гости самых популярных блогеров рунета и, конечно же, учёных-химиков, чтобы создать самые нескучные видеоролики о химических элементах. Открытие нового канала на YouTube стало ещё одним значимым событием уходящего Международного года Периодической таблицы имени Дмитрия Ивановича Менделеева.

Для начала были выбраны 30 всем известных химических элементов. Впрочем, как показал опрос на улице, далеко не все прохожие готовы были ответить даже на самые простые вопросы об этих веществах.

Возможно, новый проект несколько улучшит ситуацию, и люди, которые ранее не знали, смогут рассуждать на многие химические темы с большей уверенностью. Что особенно приятно, видео, представленные на новом канале, не вызывают зевоты и поставляют интересные сведения даже тем, кто с химией знаком не понаслышке.

Вот для примера некоторые вопросы, на которые авторы «Отвечает Менделеев» дают ответы: можно ли есть золото, почему спутники не возвращаются на дозаправку, как йод спасает миллионы жизней, как превратить муку в йогурт или как стать киборгом.

Поддержку проекту также оказали Министерство науки и высшего образования РФ и Комитет по Международному году Периодической таблицы под эгидой ЮНЕСКО (​IYPT2019​).

«Такие инициативы как проект «Отвечает Менделеев» способствуют популяризации химии среди молодёжи и признанию заслуг великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. На протяжении всей своей истории российская химическая наука удерживает лидирующие позиции во всём мире. Сохранение и развитие имеющегося потенциала невозможно без привлечения в науку молодёжи. Убеждён, что проект поможет реализации этой задачи», – отметил ​министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков.

Поясним, что во многих странах мира периодическая таблица не носит имя великого российского учёного, хотя именно им был открыт и описан периодический закон. Ровно 150 лет назад Дмитрий Иванович, работавший над этой темой к тому времени порядка 20 лет, заложил основы известной сегодня каждому школьнику таблицы. Он расположил в виде таблицы карточки с известными к тому времени химическими элементами и их свойствами, а также предположил, какими свойствами будут обладать элементы, которые станут известны (или будут синтезированы) химиками в будущем. Вскоре эти выводы были подтверждены в ходе новых исследований.

Для начала были выбраны 30 всем известных химических элементов.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой компании Google.

Корреспондент «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) поинтересовался у Натальи Павловны Тарасовой, которая была президентом ИЮПАК с 2016 по 2017 год и также презентовала проект, стал ли более узнаваемым образ Дмитрия Ивановича для мирового сообщества после Международного года периодической таблицы.

«Я могу с определённостью сказать, что имя Менделеева стало более узнаваемым. Я могу судить об этом по тем сообщениям, которые нам приходят со всего мира», – ответила Наталья Павловна.

Однако цель нового проекта – рассказать не о самой таблице или важности вклада Дмитрия Ивановича Менделеева в её создание, а о важности химии в целом. Также авторы хотели показать, как химические элементы влияют на различные сферы жизни человека. По этой причине контент канала «Отвечает Менделеев» разделён на шесть тематических блоков: «Технологии и транспорт», «Красота и мода», «Еда и хобби», «Дом и окружающая среда», «Человек и здоровье» и «Образование».

«На YouTube каждую минуту загружается 500 часов контента. Ежемесячно на платформу заходят более двух миллиардов пользователей, значительная часть которых смотрит лекции и другие образовательные видео. По результатам опросов, 9 из 10 считают, что на YouTube можно получить новые полезные знания. «Отвечает Менделеев» — YouTube-канал, который мы создали вместе с РХТУ им. Д.И. Менделеева, чтобы отпраздновать Международный год Периодической таблицы. И ещё, чтобы напомнить вам и немного самим себе, какой интересной и увлекательной может быть эта наука — химия», – рассказала ​Марина Жунич, директор по взаимодействию компании Google с органами государственной власти.

Ролики будут регулярно появляться на канале и в дальнейшем. Кроме того, в плейлистах канала собрана коллекция из более чем 200 научно-популярных видео YouTube-блогеров со всего мира, рассказывающих о химических элементах и их практических свойствах.

«Сделать нашу науку доступнее для понимания молодёжи ​— это одна из главнейших задач не только химии, но и любой другой дисциплины. Ведь каждый из известных нам выдающихся учёных мог бы и не раскрыть в себе интерес к исследовательской работе, если бы увлёкся в юные годы каким-либо другим занятием. Но терять потенциал, который такие нераскрытые таланты могут дать нашей стране в век цифровых технологий, — недопустимая ошибка. Этот проект — яркий пример популяризации химической науки, который, быть может, откроет сегодня в ком-либо из зрителей новых выдающихся учёных нашей современности», – считает ​Александр Мажуга, ​ректор РХТУ имени Менделеева.

В создании видео также приняли участие ​Российский научный фонд​, эксперты ​Института элементоорганических соединений РАН​, АНО «Информационного центра атомной отрасли» и госкорпорации «​Роскосмос​», ​РХТУ им. Д.И. Менделеева​, ​МГУ им. М. В. Ломоносова​, ​Национального исследовательского технологического университета МИСиС​, ​Санкт-Петербургского государственного университета​, ​Сколковского института науки и технологий​, ​Воронежского государственного университета​, ​Новосибирского государственного технического университета​, ​МГТУ им. Н. Э. Баумана​, ​Сеченовского университета​ и так далее.

Отметим также, что любой желающий может стать участником проекта. Для этого необходимо записать тематическое видео длиной до пяти минут и связаться с создателями канала по электронной почте. После небольшой модерации видео будет опубликовано в одном из плейлистов. Как пояснил Иван Лозовой, ведущий другого популярного научпоп-канала SciOne, для того чтобы придумать идею для подобного ролика, нужно прежде всего ответить самому себе на вопрос «Что я хочу сказать аудитории?».

Добавим, что кроме получения чисто теоретических знаний по химии все желающие смогут опробовать себя в роли самых настоящих химиков, записавшись на мастер-классы в новый детский технопарк «Менделеев Центр» в Москве, торжественное открытие которого запланировано на конец декабря 2019 года.

Серьезные изменения в ОГЭ по химии-2020

Если вы сдаете или готовите к ОГЭ по химии — обязательно прочитайте эту статью! Экзамен в 2020 году существенно усложняется, добавляется обязательная практическая часть. Обязательно ознакомьтесь с изменениями, чтобы понимать, к чему готовиться. Обязательно подготовьтесь к практической части экзамена. Без предварительной подготовки вы можете не справиться с этими заданиями на экзамене!

В 2020 г. предлагается только одна модель КИМ ОГЭ по химии. Давайте разберемся, что это значит и чего ожидать девятиклассникам, которые выбрали для сдачи химию.

В справке о планируемых изменениях в ОГЭ-2020 (которую можно прочитать здесь) приводится информация, что в ОГЭ по химии увеличена доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15):

Задание 6 ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на химические свойства простых веществ (проект)
Задание 7 из проекта ДЕМО-версии (проект) ОГЭ-2020 на классификацию неорганических веществ
Задание 12 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на классификацию химических реакций
Задание 14 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на теорию электролитической диссоциации
Задание 15 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 на тему: Реакции ионного обмена

Также добавлены задания на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16).

Добавлено задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией:

Задание 1 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Задание 1 проверяет знание темы: «Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества».

В часть 2 включено задание 21, направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь (неорганическая цепочка). Такое задание уже встречалось в материалах ОГЭ прошлых лет, затем его убрали из КИМ. Хочу отметить, что умение решать неорганичексие цепочки требует глубоких знаний химических свойств неорганических веществ и понимания взаимосвязи свойств неорганических веществ. Думаю, что это задание будет вызывать существенные сложности у школьников.

Задание 21 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020

Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.

И, самое печальное, в экзаменационный вариант добавлена обязательная для выполнения практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций.

Задание 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)
Задание 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

По сути, задание 23 также является теоретическим. А вот задание 24 требует практических навыков и предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.

Практическая часть — это сложно. К сожалению, во многих школах в последние годы либо совершенно не проводятся лабораторные работы, либо эксперименты показывает ученикам учитель. Поэтому ученики редко владеют навыками проведения практических работ.

Но не все так страшно! Во-первых, в эпоху «до ОГЭ и ЕГЭ» в школах сдавали выпускные экзамены. В том числе в 9 классе. И при сдаче экзамена 9-тиклассникам зачастую необходимо было выполнить практическую часть. Во-вторых, к практической части можно подготовиться и без школы. Простейший набор «Юный химик» включает набор химических веществ и лабораторной посуды, достаточный для проведения базовых экспериментов и получения необходимых практических навыков. В-третьих, задание 24 «весит» всего 2 первичных балла. Даже если с этим заданием ученик не справится, вполне можно получить оценку «5».

К заданию 24 прилагаются подробные инструкции:

Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)
Инструкции к выполнению задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Критерии заданий 23 и 24:

Критерий выполнения задания 23 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)
Критерий выполнения задания 24 из проекта ДЕМО-версии ОГЭ-2020 (практическая часть)

Еще из неприятного: на выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа 20 минут (140 минут). Это маловато, конечно, поэтому необходимо много и тщательно тренироваться.

Неужели есть только плохие новости? Не совсем. Есть и хорошие: из ОГЭ по химии убрали задание на органическую химию. Органическая химия изучается в 9 классе всего 1-2 месяца. Что, на мой взгляд, не имеет никакого смысла и не приносит практически никакого результата в большинстве ситуаций. Справиться с этим заданием можно было, только механически выучив довольно большой объем информации: названия, химические и физические свойства основных органических веществ. И, к счастью, это задание из ОГЭ убрали.

В итоге, можно сказать, что ОГЭ по химии, вероятно, станет существенно более сложным экзаменом. Хорошо это или плохо? Не знаю. С одной стороны, ОГЭ по химии требует теперь более серьезной подготовки. С другой стороны, выпускники будут больше подготовлены к сдаче ЕГЭ по химии в 11 классе — довольно сложного экзамена. Потому что в прошлые годы существовал серьезный диссонанс между сложностью экзамена в 9 и 11 классе. Довольно легко сдав ОГЭ в 9 классе на приличную оценку, ребята зачастую расслаблялись и были не совсем готовы к более высоким стандартам и требованиям к знаниям в ЕГЭ в 11 классе.

Источник: chemege.ru 

ФИПИ: На ЕГЭ по химии важно четко записывать решения заданий с развернутым ответом

Число сдающих ЕГЭ по химии ежегодно увеличивается. Чтобы успешно сдать этот предмет, будущим участникам экзамена стоит потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время. Серию публикаций от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжает обзор методических рекомендаций с советами по подготовке к ЕГЭ по химии.На протяжении нескольких лет сохраняется тенденция к увеличению количества выпускников, выбирающих экзамен по химии. Это может быть связано как с возрастанием в обществе внимания к подготовке специалистов в области естественных наук, так и с увеличением количества вузов и расширением перечня специальностей, для поступления на которые нужны результаты ЕГЭ по химии.В 2019 году структура и содержание экзаменационной работы по химии не менялись по сравнению с предыдущим годом.Наиболее успешно участники экзамена выполняют задания, проверяющие умения характеризовать особенности строения атомов химических элементов, определять степени окисления атомов, определять принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ, классифицировать химические реакции, составлять уравнения реакций ионного обмена и гидролиза, анализировать зависимость скорости химической реакции от различных факторов. Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков.Рекомендуется также для повторения изученного материала использовать комбинированные задания, в которых для решения требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие им химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции с составлением электронного баланса.Одним из наиболее важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом. Поэтому в процессе подготовки к экзамену надо обратить внимание на отработку записи решения задач, в том числе выходящих за рамки ЕГЭ. Для расчетных задач в ряде случаев можно предложить учащимся прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.Ежегодно существенные затруднения у экзаменуемых вызывают задания, направленные на проверку знаний о способах получения и областях применения веществ (задание 26) и качественных реакциях на вещества (задание 25). Выполнение этих заданий основывается на опыте проведения реального химического эксперимента. Учитывая распределение данного материала практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится составление обобщающих таблиц, в которых фиксируются необходимые сведения о веществах: реактивы для распознавания, области применения, способы получения.Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы. В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта.

Источник: obrnadzor.gov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *