Методы познания в химии. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Методы познания в химии. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Перед тем как приступить к любой работе и получить какой-либо результат, человек подбирает самые эффективные и доступные способы и приёмы достижения её, инструменты и приспособления, которые можно использовать для этого, этапы, которые необходимо совершить.

Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности и определяет понятие «метод».

Познакомимся с научными методами познания химии, т.е. методы познания, которые используются для изучения веществ и химических явлений.

Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Методы эмпирического уровня познания

Эмпирический уровень — характеризуется исследованием реально существующих объектов. На этом уровне происходит накопление информации об этих объектах с помощью следующих методов: наблюдение, измерение, постановка экспериментов.

Данные получаемые при данных методах систематизируются в виде таблиц, схем, графиков и т.д.

Рассмотрим каждый из методов.

Наблюдение – это первоначальный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объекте изучения.

Наблюдения позволяют прежде всего выяснить, какие именно условия имеют определяющее значение для результатов того или иного эксперимента, а какие играют второстепенную роль.

Научное химическое исследование, научное наблюдение должно обеспечивать получение достоверной информации об изучаемом явлении. Достоверность значит, что явление воспроизводимо, то есть в том, что при одинаковых условиях эксперимента результаты наблюдений будут одинаковы, воспроизводимы.

Результаты наблюдении должны быть не только воспроизводимы, но и достаточно точны.

Наблюдение — это целенаправленный, планомерный, активный методом научного познания. Данный метод преследует решение поставленной задачи, строгого определенному плану.

В химии не ограничиваются простым наблюдением протекающего процесса, а наблюдения сочетают с проведением эксперимента.

Эксперимент— это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них разными способами, соответствующими целям исследования.

Провести химический эксперимент- это значит специально создать такие условия, при которых наблюдение исследуемого явления проводить наиболее удобно.Laboratoriya

Эксперимент включает в себя:

  • Создание условий
  • Устранение всех мешающих факторов
  • Воздействие на объект исследования
  • Наблюдение за изменениями, измерение этих изменений
  • Обработка результатов

Надёжность полученных экспериментальных данных зависит от используемых при проведении опыта оборудования и методики эксперимента, а также от квалификации эксперимента.

Химический эксперимент выполняют в специальных помещениях, называемых лабораториями. То ставит химический опыт, должен владеть техникой эксперимента: знать и соблюдать правила работы в химической лаборатории, уметь обращаться с реактивами, посудой, приборами.

Еще нельзя забывать два немаловажных метода химии- анализ и синтез.

Разработка методов получения-синтеза— все новых и новых веществ.

Во-первых, многие новые вещества обладали ценными свойствами, которых нет у природных материалов.

Во-вторых, синтез новых веществ и изучение их свойств дали мощный толчок развитию химической теории, что позволило предсказать реакционную способность многих веществ, другие их физические и химические свойства.

Но, кроме синтеза новых веществ, химики постоянно работали и работают над проблемой выяснения состава и старения различных веществ- над их анализом. Когда-то лет двести тому назад, используя аналитический метод ученые выясняли элементарный состав веществ. В современном мире такой анализ выполнит химик даже с низкой квалификации.

Синтез-это от простого к сложному, а анализ от сложного к простому.

Моделирование  основано на изучении моделированного объекта. Модель строится по подобию оригинала, на ней воспроизводят, свойственные оригиналу процессы и полученные сведения переносятся на моделируемый объект – оригинал. Различают несколько видов моделирования:

Численное моделирование на ЭВМ.

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Запрещается в кабинете химии:

  • Находиться в кабинете химии в отсутствии учителя
  • Выполнять работы, которые не проговорил учитель
  • Проходы загромождать сумками
  • Выносить и вносить вещества
  • Инструкция по ТБ 1Вставать и передвигаться без разрешения учителя
  • Без разрешения учителя подходить и трогать электрические разъемы
  • Принимать пищу и распивать напитки
  • Покидать кабинет, не убравшись на своем рабочем месте
  • Трогать и пробовать на вкус химические вещества
  • сливать любые растворы в канализацию
  • зажигать спиртовки одну от другой и задувать их пламя;
  • брать посуду, реактивы с других столов.
  • встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем
  • заглядывать в пробирку, в которой нагревается жидкость, и наклоняться над сосудом, в который наливают какую-либо жидкость (особенно едкую).
  • оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

  • Входить в кабинет только с разрешения учителя
  • Входить спокойно, чтобы не опрокинуть химическую посуду, оборудование или находящиеся на столе реактивы
  • Рюкзаки и сумки располагать в специально отведенных местах
  • Занимать в кабинете определенное рабочее место, не меняться местами без разрешения учителя
  • На рабочем месте может быть только учебник, рабочая тетрадь и справочник, расположить их нужно так чтобы они не упали
  • Проверьте надежность посуды, приборов, материалов, необходимых для выполнения задания
  • Инструкция по ТБ 2Изучить инструкцию о порядке и правилах выполнения конкретного лабораторного опыта или практического занятия по химии.
  • Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

  • Работать в тишине, работу выполнять сидя, быстро, но без поспешности.
  • Выполняйте те химические опыты, про которые сказал с учитель, под его наблюдением
  • Соблюдайте правила обращения с реактивами, стеклянной посудой, лабораторным оборудованием, знайте меры предосторожности при работе в кабинете химии
  • Не начинать работу, пока не убедились есть все для проведения опытов, и не рассмотрели последовательность выполнения опытов
  • Для выполнения опытов пользуйтесь посудой, приборами и реактивами, которые вы получили от учителя.
  • Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами
  • Инструкция по ТБпри нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы)
  • для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные не более чем на треть
  • при работе с открытым огнем (спиртовка, сухое горючее) беречь одежду и волосы от возгорания
  • реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в инструкции. Если в инструкции не указано, какую массу или объем необходимо взять, то сухое вещество берите в таком количестве, чтобы оно покрыло только дно пробирки, а раствор – не более 1/6объема пробирки.
  • насыпать или наливать реактивы над столом
  • сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место
  • избыток взятого реактива не сливать (не ссыпать) назад в сосуд, в котором он хранился. Его необходимо слить (ссыпать) в специальную посуду.
  • соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;
  • следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях;
  • Погасить источник открытого огня специальным колпачком, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

  • Привести в порядок рабочее место.
  • Инструкция по ТБ 3Сдать учителю или лаборанту использованное оборудование и реактивы, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд.
  • При обнаружении неисправности мебели, оборудования, просыпании или проливании химических реактивов проинформировать об этом учителя
  • разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) организованно покинуть кабинет.